Бодхи
автор в Декабрь 3, 2019
60 👓

Продолжая тему потребностей в отечественной психологии (подход А. Н. Леонтьева) интересно заглянуть в такую сферу, как осознанность.

Тема интересная и многогранная, и, наверное, каждая философия имеет свое понимание этого феномена.

На Востоке есть идея осознанности как состояние внутренней чистоты, незамутненности лишними мыслями и желаниями, такая высшая степень разумности и развития человека.

У нас же, насколько я могу это понимать, осознанность это в первую очередь знание. Знание о себе и о жизни. Само слово сознание = со знанием. Если человек делает со знанием предмета (а не случайно), то можно сказать, что человек осознан в этот момент.

Так же можно выделить психодинамический подход, где под осознанностью понимается познание своего бессознательного – познание своих потребностей, вытесненных мыслей и желаний и т.д.

Конечно, этот вопрос является одним из главных и в отечественной психологии.

Теория А. Н. Леонтьева является уникальной в этом смысле, поскольку связывает в своем понимании данного феномена и потребности, мотивы человека, и знание.

Одно из главных свойств человека – это внутренняя активность, движение к цели, реализация своих желаний, целей и мотивов.

Именно наши потребности определяют нашу жизнь, что мы видим и хотим от жизни, и, конечно же, что мы делаем в жизни. Но чтобы что-то сделать для достижения конечной цели, необходимо выделить промежуточные цели (и соответственно действия), последовательность которых и приведет к реализации мотива.

Поэтому каждое наше действие мы проверяем на смысл: приблизит ли это действие (цель) к нужному мне результату.

В отличие от животных, у людей большинство целей находятся в будущем, и не достигаются прямо здесь и сейчас. Это сложные и длительные цели, которые к тому же, достигаются с трудом и подчас, большой ценой. Поэтому данная ситуация прямо ставит перед человеком необходимость осознавать смысл своих действий, т.е. целей, которые достигаются с помощью действий.

Следовательно, осознанность человека, т.е. то, что будет у человека в сознании (и чего не будет), напрямую зависит от того, какой мотив для человека в данный момент актуальный.

Например, говорят, что Сократ мог так уйти в себя, в решение какой-то сложной задачи, что мог остановиться где-то на улице и зависнуть так в размышлении на много часов, несмотря на то, что на улице мог пойти снег или дождь. Как говорится, умному человеку самому с собой интересно :)

И он был абсолютно осознан в этот момент, хотя и не замечал снега, потому что это ему было неважно в тот момент.

Из этой теории можно сделать выводы и для практической психологии.

Во-первых, мы не можем назвать какого либо человека ленивым, просто потому, что он не делает того, что мы хотим от него. У каждого человека есть свои желания, и человек будет воодушевленно делать то, что сам хочет и в чем видит свой смысл, выгоду.

Во-вторых, мы не можем назвать какого-либо человека глупым, просто потому, что он знает чего-то, что мы хотели бы, чтобы он знал. Опять же, человек будет изучать и впитывать то, что осмысленно для него. Поэтому знание напрямую зависит от внутреннего интереса человека.

То же самое можно сказать и про внимательность, и про память, и про организованность человека. Когда надо – все видит, и все помнит.

Ну и в третьих, в каждом возрасте, есть своя ведущая потребность, ведущий мотив (так же термин А.Н. Леонтьева). Этот мотив, в общем-то, и определяет отношение человека к жизни в целом, и организует то, что будет осознаваться в первую очередь.

Например, как писал Леонтьев, для младшего школьника ведущий мотив – это учеба, неважно какой предмет и какое у него содержание, ребенок только с этим знакомится, для него все предметы равны, главное – это перейти в новый статус школьника и наконец-то учиться, все предметы интересны.

Для старшего же школьника – все по-другому. Главный мотив – это чтобы знание было жизненным, применимым в жизни, в будущей работе. Просто желание учиться здесь уже не пройдет – нужно чтобы знания были реальными, практичными.

Поэтому можно сказать, что осознанность, осмысление и отношение человека к жизни, в разные периоды будет разным, что необходимо учитывать, например, в воспитании детей и в обучении.

А статью хочется закончить словами Фрейда о том, что самое главное в жизни для взрослого человека – это любить и работать.