Бодхи
by on November 20, 2019
14 views

Чем управляется жизнь человека? 

Много чем: внешними обстоятельствами, волей, эмоциями, мировоззрением, пониманием ситуации и т.д.

Но, наверное, главное, это все же – потребности. Главное, но может быть самое непонятное для нас. Ведь решение многих психологических проблем лежит через понимание того, чего я хочу, через понимание себя и своих желаний. А это далеко не всегда так просто понять, иначе бы жизнь была очень простой и понятной, и большинства проблем бы не существовало.

Так что же такое потребность, и как она формируется?

Потребность – это объективная нужда организма в чем-то внешнем: в пище, в воздухе, воде, отдыхе и т.д. Здесь все понятно, организму нужны элементы для того, чтобы поддержать свое существование. Это естественные потребности.

Но психология имеет дело с другими потребностями, более сложными, социальными потребностями.

И вот здесь начинаются сложности.

Так потребности – это биологическое или человеческое, или какая-то смесь этого?

Вот желание прочесть книгу, стихотворение или послушать музыку – это биологическая потребность? Если да, то она должна была быть заложена природой при рождении. Но как это может быть, откуда природе знать о существовании книг, знаний и музыки?

Ну а если нет, если это не природная потребность, то какая? Как может быть потребность «небиологическая»? Человеческая потребность – это значит духовная и нематериальная что ли?

Конечно же, нет :)

Все потребности материальны, в том числе и духовные потребности.

Кроме этих двух подходов  - биологического и духовного, есть и третий путь, «срединный» :).

Отечественная психология (подход А.Н. Леонтьева) объясняет формирование потребностей так.

Когда у организма появляется некоторая новая потребность, мы не можем сказать, что именно это за потребность. Она еще не «материализовалась», еще не понятно, чего хочется, еще нет предмета потребности. Пока нет предмета, максимум, что можно сказать – это что чего-то хочется. Но чего именно – неизвестно, его пока нет.

Поэтому появляется состояние поисковой активности, происходит поиск, чего же мне бы хотелось. И уже в этот момент, когда происходит встреча с предметом, происходит узнавание потребности в предмете. Если не происходит, то поиск продолжается. Таким образом, когда мы говорим про потребности, мы всегда имеем в виду некий предмет: хочется чая, или прогулки, или книги, новых знаний и т.д.

Это касается как биологических потребностей, так и «духовных», человеческих: потребность в любви, заботе, созидании. Да, это тоже потребности, вполне себе ощутимые, материальные и не менее важные для жизни человека. Это желание сделать жизнь окружающих людей лучше.

Разумеется, все это не происходит в вакууме, встреча потребностей и предметов происходит благодаря нашим родителям, воспитателям, педагогам, ровесникам и т.д. 

Поэтому можно сказать, что потребности социализируются, выращиваются, «настраиваются» и даже совершенствуются при жизни человека в процессе развития.

Какие выводы можно из этого сделать?

Во-первых –  потребности не вшиты в нас раз и навсегда, они могут меняться, развиваться, или разрушаться.

Во-вторых – поскольку потребности формируются зачастую спонтанно и незаметно для нас, мы, конечно же, не знаем всех своих желаний, а открываем их в течение жизни.

В третьих – потребности вступают в некоторую конкуренцию, они не все одинаково важны для человека, что-то более, а что-то менее важно. Самые важные и стабильные потребности формируют направленность личности. Например, когда мы говорим, что этот человек математик, мы предполагаем, что он любит математику и уделяет ей много времени, намного больше, чем, не математик. Для математика это очень важно, для другого человека это может быть совсем не значимо.

Поэтому личность человека можно описать как определенную структуру потребностей, что важно для человека, а что нет.

И каждый психологический, житейский вопрос, проходит через эту структуру личности. Можно сказать, что каждый из нас живет в «немножко своем» мире и этот мир зависит от того, чего мы хотим от жизни.

И вот этот мир мы и открываем в себе, и в других людях, и знакомимся с собой и с жизнью.