Бодхи
автор в Июль 12, 2019
86 👓

Как известно, человек – существо социальное. Мы живем, любим и работаем сообща, в группе людей. Поэтому психику человека невозможно свести только лишь к биологии и функционированию нервной системы. Поскольку мы живем в группе – эта группа становится частью нас, внутренне, частью нашей психики. Поэтому игнорировать влияние группы на человека невозможно. И совесть – это то, что привязывает нас к группе, это один из механизмов, по которому мы ощущаем свою принадлежность к группе.

В практике расстановок, Берт Хеллингер ввел понятие не просто о совести, а выделил несколько уровней совести, а точнее – три вида совести.

Первый вид совести – личная совесть, нам всем хорошо знакома. Это внутреннее чувство о том, правильно ли мы поступаем по отношению к той группе людей, в которой мы состоим. Если мы действуем неправильно, то мы сталкиваемся с муками совести, с сомнениями, с эмоциональной тяжестью.  Даже если мы не всегда понимаем рассудком о том, что правильно или неправильно, мы всегда можем это почувствовать эмоционально, и в конечном итоге, отрефлексировать и понять, что к чему. Этот уровень совести очень хорошо ощущается человеком и изучается в социальной психологии.

 Но следующий вид совести, который сформулировал Берт Хеллингер – очень тонок и скрыт от понимания большинства людей. Потому что это не личная совесть человека, а совесть самой системы семьи, самой группы. Поскольку эта совесть не относится напрямую к человеку, к его сознанию, и к тому, что он делает по своему желанию, заметить или прочувствовать влияние этой совести, не зная о ее существовании, невозможно. Для чего эта совесть, в чем она проявляется? Данная совесть древняя, архаичная, и главная ее цель – это соблюдение закона принадлежности. Каждый член семьи имеет право на равную принадлежность к семье, не зависимо от его поступков, идей, образования и т.д. Поэтому наша личная совесть нередко вступает в конфликт с коллективной совестью. Бывает, что мы исключаем людей, отказываем им в праве принадлежать к семье – бывшей жене или мужу, родственникам, с которыми у нас конфликт, заключенным, абортированным детям.

Тогда коллективная совесть будет стараться привести семейную систему в новый гомеостаз, восстановив членство исключенного человека в группе. Как она это сделает? Через похожие жизненные ситуации, похожую судьбу потомков. Т.е. другой родственник, потомок, будет своей жизнью напоминать об исключенном человеке. Тогда равновесие будет «восстановлено». И человек будет жить не своей жизнью, пока исключенного члена семьи не признают как члена семьи. И когда все в сборе, коллективная совесть успокаивается. Поэтому коллективная совесть служит самой системе, семье, в целом, нежели конкретному человеку. И для этой древней совести важно – чтобы все были и были на своих местах.

Следующий вид совести – интегральная (всеобщая) совесть. Эта совесть – наверное больше философское понятие, чем психологическое, поэтому рассказать много про нее я не смогу. Интегральная совесть – это целостность всей жизни, всех людей. Это глобальный замысел, силы добра и зла, которые влияют на каждого из нас, и понять которые навряд ли можно.

Интегральная совесть – это принятие жизни, такой, какая она есть, во всей ее полноте. И если что-то происходит в жизни – так тому и быть, жизнь направляет нас, а мы лишь следуем ей. Для чего и куда? Для чего-то хорошего и светлого. И если мы принимаем жизнь такой, какая она есть, принимаем вызовы жизни, то мы движемся в гармонии с жизнью.